Телефон единой дежурно-диспетчерской службы МО Щекинский район 8(48751)5-66-56    Телефон доверия Губернатора: 8-800-200-71-02
Размер шрифта: A A A
Цвет сайта: A A A A
ЕДДС
https://объясняем.рф/
https://schekino.ru/about/info/news/?ELEMENT_ID=92820
Формирование современной городской среды
Вызвать врача на дом
Вызвать врача на дом
Информация о новой коронавирусной инфекции
Муниципальный земельный контроль
Государственное учреждение Тульской области «Областное бюро технической инвентаризации»
Общественный совет муниципального образования Щекинский раойн
Открытый муниципалитет
Противодействие коррупции











Дата создания(изменения) страницы: 30.12.2015г.

Ответственный за точность и поддержание информации раздела в актуальном состоянии: Аппарат Собрания представителей Щекинского района

13.06.2014
Доклад Наталии Николаевны на конференции в рамках заседания Комитета по Актуальным вопросам Конгресса местных и региональных властей Совета Европы



Доклад Наталии Николаевны на конференции в рамках заседания Комитета по Актуальным вопросам Конгресса местных и региональных властей Совета Европы

Доклад Наталии Николаевны Пилюс на конференции «Идти дальше простых консультаций: Как местные и региональные органы власти могут способствовать участию молодежи в процессах принятия решений, которое действительно влияет на жизнь общества? Продвижение активной гражданственности и вовлечение молодежи в эти процессы через институты представительной демократии»:

Уважаемые дамы и господа!

Участие молодежи в местной и региональной жизни являются одним из приоритетов в работе Конгресса местных  и региональных властей Совета Европы. Этот вопрос постоянно рассматривается на пленарных заседаниях комитетов, заслушиваются представители молодежных движений различных стран, тиражируется их положительный опыт и обсуждаются проблема, которые стоят перед современной молодежью. В настоящее время готовится обширный европейский доклад об эффективных практиках участия молодежи в различных формах региональной и местной демократии. Россия является неотъемлемой частью мирового и европейского сообщества, и мы уверены, что наши практики молодежного участия будут интересны коллегам из других стран. Я благодарю организаторов сессии за возможность поделиться своим видением молодежного участия жизни в России.

Шесть лет я являюсь членом Конгресса муниципальных образований России, и на каждой сессии вопрос о молодежном участии находит место для обсуждения.

Двустороннее взаимодействие в молодежной сфере СЕ и государственных органов, ответственных за реализацию молодежной политики в Российской Федерации, начало осуществляться в 1992 г.

Реализация Рамочной программы 2009-2012 гг., а также Плана действий на 2013 г. велась в соответствии со сводными документами по вопросам двустороннего взаимодействия Российской Федерации и Совета Европы - «Приоритетами сотрудничества Россия-СЕ на 2011-2012 гг.» и «Приоритетными направлениям сотрудничества с Российской Федерацией на 2013-2014 гг.». Цели программы соответствовали приоритетам Российской Федерации в области молодежной политики, в частности, Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 года.

Взаимодействие России и СЕ в процессе реализации Рамочной программы охватывало, в частности, следующие основные направления: содействие развитию системы подготовки молодежных работников и молодых лидеров; стимулирование активного участия молодежи в создании гражданского общества и укрепление взаимопонимания в молодежной среде; развитие межкультурного диалога и его религиозного измерения.

С учетом тематики основных направлений сотрудничества, Рамочная программа реализовывалась посредством проведения различных видов деятельности, среди которых, в т.ч., совместные мероприятия по обмену опытом в области молодежной политики с привлечением экспертов по вопросам законодательства, обмена информацией, молодежного самоуправления и соуправления; организация обменов и стажировок специалистов, тренингов, семинаров, конференций, форумов; мероприятия в целях развития взаимодействия органов власти и НПО по молодежной тематике для представителей молодежных НПО и органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях, ответственных за работу с молодежью; языковые курсы и мероприятия по содействию изучению русского языка в Европе.

В качестве отдельного направления взаимодействия постепенно оформилось проведение семинаров по молодежному парламентаризму. В этих семинарах принимают участие представители общественных структур, действующих при региональных органах законодательной и исполнительной власти (молодежных парламентах и правительствах), молодежных общественных объединений, органов студенческого самоуправления, молодые политики. Семинары организуются в Страсбурге в периоды проведения сессий ПАСЕ, что дает возможность их участникам предметно ознакомиться с работой не только Департамента молодежи Секретариата СЕ, но и с деятельностью Парламентской ассамблеи. Часть семинаров была проведена в международном формате (когда среди участников, помимо россиян, были представители и других государств, прежде всего, стран СНГ[1]), О позитивной оценке Секретариатом СЕ эффективности организации данных мероприятий свидетельствует, в частности, то, что их проведение было заложено отдельной строчкой в Программу и Бюджет СЕ на 2014-2015 гг.

Меняется время, меняются подходы и наша задача анализировать закономерности и понять, что можно сделать для максимальной эффективности в работе с молодежью и создании условий, для того, чтобы они могли проявить себя. В подготовке данного доклада приняли участие мои коллеги из тридцати регионов Российской Федерации, они предоставили материалы для анализа практик молодежного участия и приняли участие в их обсуждении. Эффективность отдельных практик мы также обсудили с представителями молодежи в Щекинском районе Тульской области.

Уважаемые дамы и господа, глобализация мирового пространства обусловила идентичность проблематики России и Европы в отношении практик участия молодежи. Везде мы видим две разнонаправленные тенденции: первая – общее снижение активности участия молодежи в жизни общества, вторая – увеличение деятельной активности некоторых ее групп. Мы также видим разделение молодежи на три различные группы:

1.                    социальный актив – группа молодых людей, генерирующая и реализующая различные позитивные идеи;

2.                    пассив – группа, практически не участвующая в жизни общества, зачастую это носители синдрома ухода в виртуальную реальность;

3.                    асоциальный актив – немногочисленная группа молодежи, проявляющая асоциальную активность.

В отношении участия молодежи мы руководствуемся законами Российской Федерации, а также учитываем рекомендации международных организаций, в особенности, основные принципы, изложенные в Европейской хартии об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне».  

В Российской Федерации вопросам молодежной политики уделяется серьезное внимание. 2010 год был объявлен  Годом Молодежи, с целью привлечения максимального внимания как самой молодежи, так и тех, кто занимается молодежной политикой к молодежным проблемам, их решению, а также стратегическому планированию деятельности молодежи.

Понимая, что для разных групп молодежи необходимы различные способы взаимодействия, в качестве базовых мы предлагаем: поддержку, проявляемой активности первой группы, повышение активности второй группы и помощь в решении проблем и самореализации третьей группы.

Основная идея взаимодействия заключается в вовлечении молодежи в процесс обсуждения и принятия решений в вопросах, касающиеся их жизни.

Мы также выделяем четыре основных направления политического действия, относительно которых будем рассматривать участие молодежи, это

1.                    Представительская демократия.

2.                    Демократия участия и совещательное участие. 

3.                    Социальные медиа как инструмент демократического общества.

4.                    Участие молодежи на стратегическом уровне.

В практической работе мы часто сталкиваемся с разницей в восприятии участия молодежи в социальных практиках муниципалитетов. С чем это связано?  Со стороны муниципалитета мы видим недостаточную активность молодежи, потребительскую позицию большей ее части.  Со стороны самой молодежи мы слышим мнение о том, что предлагаемые нами формы и методы  участия молодежи не соответствуют ее желаниям. Эрнест Хэмингуэй сказал однажды: – «Дайте человеку необходимое – и он захочет удобств. Обеспечьте его удобствами  – он будет стремиться к роскоши. Осыпьте его роскошью – он начнет вздыхать по изысканному. Позвольте ему получить изысканное – и он возжаждет безумств. Одарите его всем, чего он ни пожелает, – и он будет жаловаться, что его обманули и что он получил совсем не то, что хотел». 

Мы считаем, что важно не обеспечить абсолютно всем, а предоставить возможности для создания своего пространства, что соответствует «Хартии»,  которая в частности, гласит: «Участие в жизни общества и активная гражданская позиция предполагают наличие прав, средств, пространства и возможностей, а где это необходимо – и поддержки, для участия в процессе принятия решений и влияния на этот процесс, а также участия в любых формах деятельности с целью построения лучшего общества».

Безусловно, участие в демократической жизни любого сообщества не сводится к голосованию и выдвижению своей кандидатуры, но это есть высшее проявление демократической активности – влияние на жизнь общества путем голосования и/или работы на выборных должностях. Образно говоря, это вершина лестницы, а какие ступени ведут к ней?

Таких ступеней на наш взгляд пять:

Чтобы заниматься любым видом деятельности необходимо обладать физическим и психическим здоровьем. И первой ступенью является формирование потребности молодых людей в здоровом образе жизни. Здесь мы, с одной стороны, говорим о профилактике наркозависимости и создание «территории без наркотиков», запрете на курение в общественных местах, ограничениях на продажу алкоголя по времени и по возрасту. А с другой – о строительстве бесплатных муниципальных спортивных клубов, создании велосипедных дорожек, проведении в парках и скверах мастер-классов известных российских спортсменов, программах субсидирования спортивных федераций на проведение массовых спортивных соревнований. Приведу несколько примеров.

 В настоящее время в России активно реализуется государственная программа по возведению современных многофункциональных спортивных комплексов, в которой участвуют в равных долях муниципалитеты и государство.

Только в республике Татарстан за 2013 год было сдано в эксплуатацию 67 спортивных сооружений, в том числе 8 плавательных бассейнов и один крытый ледовый каток. Всего республика Татарстан располагает 9 408 спортивными сооружениями и в минувшем году здесь состоялась крупнейшая в истории Всемирных студенческих игр Универсиада.

Жизнь и здоровье человека является важнейшей демократической ценностью, и поэтому создаются условия для ее гармоничного развития.

Понимание необходимости здорового образа жизни есть не только у взрослых, занимающихся молодежной политикой, но и у самих представителей молодого поколения, и здесь особенно важно уметь услышать друг друга.

Так в 2010 году девятиклассник, участвующий в выборах в Щекинский молодежный совет, в рамках своей предвыборной программы предложил построить площадку для «WorkОut». Муниципалитет поддержал инициативу, и одна из первых площадок в области была построена. Сейчас подобных площадок уже более десяти, сформирована региональная программа поддержки «WorkОut».

Среди практик, которые мы получили по здоровому образу жизни, интересным является опыт Липецкой области, в которой на средства областных субсидий социально ориентированным НКО в течение нескольких последних лет успешно реализуются проекты, направленные на поддержку и интеграцию детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

От здоровья физического переходим к здоровью социальному. В отличие от большинства европейских стран, где проблема безработицы молодежи много обсуждается и достигает 25-30%, у нас на настоящий момент эта проблема не является актуальной. Так, к примеру, процент безработицы в районе, который я возглавляю, составляет 0,7, а процент безработицы среди молодежи еще ниже.

          Важным направлением работы с молодежью является работа по профилактике безработицы и ее уменьшения. В Ставропольском крае одним из важнейших направлений работы по решению проблемы молодежной безработицы являются мероприятия, направленные на развитие молодежного предпринимательства, участниками которого за три года стали 3000 человек.)

Интересной российской практикой по профилактике безработицы среди молодежи является создание специальных службы занятости при университетах и колледжах, которые работают со студентами, начиная с 3-х курсов, занимаясь их трудоустройством.

В Великом Новгороде трудоустройством молодых людей занимаются они сами. С 2001 года там работает «Молодежная биржа труда», целью которой является оказание помощи в трудоустройстве подросткам и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет. В 2013 году биржей было трудоустроено 307 человек. Консультационная помощь в вопросах трудоустройства оказана 3175 обратившимся за помощью людям. Ежегодно организуются смены летнего трудового лагеря с дневным пребыванием для подростков от 14 до 16 лет. Ребятам в первой половине дня предоставляется возможность поработать, а после обеда для них организуются спортивные и досуговые мероприятия. Традиционной региональной практикой также является организация студенческих трудовых отрядов.

          В целях вовлечения молодежи предпринимательскую деятельность, в Ростовской области реализуется  региональный молодежный образовательный проект «Я – успешный предприниматель», который включает в себя бизнес – тренинги, конференции, семинары, мастер-классы, консультации по вопросам планирования и открытия  собственного дела, а также юридические аспекты предпринимательской деятельности, стажировки на ведущих предприятиях области в соответствии с выбранным профилем предпринимательской деятельности.   В рамках проекта разрабатывается и издается методическая литература.

В связи с тем, что последние 20 лет Россия идет новым путем развития, на всех уровнях есть программы поддержки молодежного предпринимательства. Это и гранты для начинающих, и гранты на развитие бизнеса. Так, в Тульской области активно реализуется программа «Ты – предприниматель». А в Ставропольском крае организована школа молодого предпринимателя, проводится межрегиональный форум предпринимательской инициативы учащихся учреждений высшего и среднего профессионального образования «Управляй будущим!». Ежегодным стал Всероссийский конкурс «Молодой предприниматель года»

       По инициативе Забайкальского союза предпринимателей при поддержке Минобразования Забайкальского края и Молодежного правительства Забайкальского края действует клуб молодых предпринимателей «Бизнес - среда». В данный клуб входят представители действующего бизнеса, студенты образовательных учреждений, безработные молодые граждане, в том числе из муниципальных образований Забайкальского края. Участники Клуба принимают участие в различных мероприятиях и акциях, направленных на формирование стимулов и поведенческих компетенций у молодых людей, необходимых для успешной предпринимательской деятельности. Деятельность клуба также ориентируется на юридическое и методическое сопровождение начинающих предпринимателей.

     

          Важным направлением является работа по пропаганде семейных ценностей и заботе о молодой семье.

          В 2012 году впервые в Рузаевском районе Республики Мордовия был дан старт конкурсу «Молодая семья Рузаевского МР». Целями конкурса являются: популяризация института брака среди молодежи, укрепление и поддержка семейных ценностей и тд. Семьи-конкурсанты своим примером показывают всем, что значит жить в мире, любви и согласии.

          В Тульской области реализуется программа обеспечения жильем молодых семей.       Оказание социальной поддержки молодым семьям для приобретения (строительства) жилья путем предоставления социальной выплаты осуществляется на территории Тульской области в соответствии с долгосрочной целевой программой «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009 – 2016 годы», утвержденной постановлением администрации Тульской области от 30.04.2009 № 290 (далее - Программа). Комитет является соисполнителем данной Программы в рамках своей компетенции.

За три года действия программы только в Щекинском районе Тульской области жилье получили 220 молодых семей.

Также при участии муниципалитетов реализуются программы по поддержке многодетных, в том числе и молодых, семей, по которой семья, имеющая трех и более детей, безвозмездно получает земельный участок для строительства дома. 

Вторая ступень, ведущая к вершине нашей лестницы – партнерство в формировании видения.

Здесь мы, прежде всего, рассматриваем практики создания площадок взаимодействия на горизонтальном и вертикальном уровнях.  

Успешный опыт всероссийских молодежных форумов, таких как «Селигер» и «Машук», на которых собирается от пяти до десяти тысяч молодых людей, подхвачен регионами, которые активно проводят подобные мероприятия в меньшем масштабе. На формах и слетах молодые люди обучаются коммуникативным навыкам и получают опыт взаимодействия со сверстниками и взрослыми, встречаются с известными интересными людьми: политиками, предпринимателями, художниками, писателями, актерами. 

В регионах России ежегодно проходят тематические слеты и форумы по направлениям «Вахта памяти», «Молодежное предпринимательство», «Молодежный парламентаризм», «Волонтерство» и многими другими.

Думаю, что размах российского молодежного волонтерского движения и уровень подготовки волонтеров смогли оценить спортсмены, принимавшие участие в Универсиаде в Казани и Олимпийских играх в Сочи.

Мы считаем крайне важным участие российской молодежи в тренинговых программах в Страсбурге и Будапеште, где они находят взаимопонимание со сверстниками и изучают международный опыт, что на наш взгляд, очень важно для позитивного развития европейской политики в целом.

В рамках международного молодежного сотрудничества в 2013 году в Казани впервые прошла Первая Региональная Сессия Европейского Молодежного парламента, по итогам которой были приняты 4 резолюции по актуальным вопросам в сфере транспорта, туризма, экологии, урбанистики и культуры. Также было образовано Региональное представительство Европейского Молодежного Парламента в Республике Татарстан.

Одной из наиболее распространенных практик молодежного участия в России является деятельность молодежных советов и молодежных парламентов. Они созданы и работают практически во всех регионах и муниципальных образованиях.

В Хартии об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне (принята Конгрессом местных и региональных властей Европы  (10-я Сессия - 21 мая 2003 г.) отдельно выдвигается вопрос о финансировании молодежных программ. Как пример поддержки работы Молодежных парламентов – опыт Кургнанской области, Ханты – Мансийского автономного округа.

Так в Ханты-Мансийском автономном округе члены молодежной палаты не только принимают решения в отношении региональной молодежной политики,  но и занимаются привлечением средств на реализацию своих проектов. А в Курганской области деятельность молодежного парламента финансируется из средств регионального бюджета. Также из бюджетных ассигнований формируется и бюджет молодежного правительства Курганской области, который расходуется на реализацию молодежных инициатив.

Интересной практикой является Движение «Я – Помощник Президента» в Дагестане. Его цель изменить потребительское отношение молодежи к обществу и сформировать желание искренне служить своему народу. Участники движения помогают в решении социальных проблем региона.

Одним из базовых молодежных проектов в Белгородской области является проект «Команда». Он направлен на формирование общественно-политической активности молодежи, на ее участие в процессе самоуправления, в управлении общественной жизнью.

С целью активизации молодежного самоуправления, а также молодежных общественных организаций в 55 муниципальных образования Ростовской области реализуется проект «Молодежная команда Губернатора» с охватом участников  более 6000 человек, в ходе которого активисты общественных объединений, представители молодежного парламентского и правительственного движения, школьного, вузовского, ссузовского самоуправления принимают участие в работе дискуссионных площадок, круглых столов и деловых игр, тренингов на развитие личностных качеств и умения работать в команде.

Переходим к третьей ступени  – формирование готовности молодежи к участию в жизни общества и стимулирование активности в этом направлении. 

В 2013 году произведено больше информации, чем за предыдущие 5000лет.
         Каждую минуту поисковик Google получает 2 млн. запросов. К 2020 году человек будет проводить в Интернете 4 часа в день. Уже в 2014 году 24% мирового населения имеет смартфон. 52,4 млн. россиян – уникальные пользователи Интернета - показатель №1 в Европе. 70 % потребителей делает выбор, следуя Интернет –рекомендациям друзей и членов семьи.

Мы с вами не раз говорили, что современные электронные СМИ изменяют характер взаимоотношений среди молодежи.  В  связи с этим, все российские  муниципальные молодежные центры создают свои Интренет-сайты акаунты в социальных сетях. Часть взаимодействия с молодыми людьми ведется посредством интренет-коммуникаций. Это консультации по интересующим молодежь вопросам и  приглашение к участию в различных проектах и конкурсах, обсуждение молодежных проблем и голосование по спорным вопросам.

 

Так в Белгородской области реализован проект «Белгородская информационная сеть «Новый взгляд». Это современный способ налаживания коммуникационных связей с различными представителями молодёжной среды журналистами, блогерами,  фотографами, просто пользователями социальных сетей. А в Ставрополе программы молодежного интернет-телевидения с начала 2014 года включены в региональную сетку вещания.

Во всех регионах работают программы «Открытое правительство» и «Открытый муниципалитет», в сайтах которых предоставляется актуальная информация по различным вопросам, а также проводятся опросы, в том числе и по молодежной политике.

Четвертая ступень – это финансовая поддержка молодежного участия. Частично мы уже коснулись этого вопроса, говоря о бюджетном финансировании инициатив молодежных парламентов и молодежных правительств. Кроме того в России на всех уровнях реализуются грантовые программы по финансированию социальных проектов некоммерческих организаций, учреждены государственные и частные  стипендии для спортсменов и талантливой молодежи, финансируются спортивные федерации на проведение соревнований по различным видов спорта, на конкурсной основе выделяются субсидии для реализации проектов в сфере науки и искусства.

Пятая, высшая ступень – участие в муниципальных и региональных выборах.

Думаю, что все согласны с тем, что первоначальный опыт демократического участия граждане приобретают на местном уровне, будучи молодыми людьми. Именно тогда они узнают о существовании демократических структур и начинают взаимодействовать с ними. Мы создаем возможности участия в выдвижении своей кандидатуры в качестве кандидата, работы в штабах других кандидатов, участии в выборе путем голосования.

Как глава муниципального района, я считаю важным усиливать работу с совершеннолетними молодыми людьми по увеличению их активности участия в выборах.

Переходя к примерам практик молодежного участия, начну с Тульской области, где накануне выборов проводятся молодежные дебаты между лидерами молодежных отделений политических партий. Успешной также признана работа по включению молодых людей в кадровый резерв муниципалитетов. В рамках этой практики проводятся обучающие семинары и тренинги по выработке необходимых умений и навыков, проводятся конференции и форумы по обмену опытом. Так в Республике Татарстан финальным этапом реализации проекта «Молодежный кадровый резерв» является Республиканский конкурс «Вверх!», победители которого включаются в кадровый резерв региона.

Интересной практикой Шимановского района Амурской области является участие молодежи в качестве членов участковых избирательных комиссий. А вот на Ставрополье к выборам политическим начинают готовиться еще в школе. Во всех общеобразовательных учреждениях края введены единые дни выборов президентов школ, проводятся обучающие смены для лидеров ученического самоуправления, активистов молодежного движения. По опыту, молодые лидеры, активно принимающие участие в данных программах, часто становятся кандидатами в депутаты  муниципальных советов по достижению избирательного  возраста. 

 

На этом вопросе, я хотела бы остановиться немного подробнее. Я не поддерживаю понижение возраста участия в выборах до 16 лет. Рассматривая психологические особенности старшего подросткового возраста, можно выделить две основные особенности: во-первых,  это отсутствие временной перспективы и, как следствие, неумение прогнозировать последствия своих решений и поступков, и, во-вторых, это нестабильное эмоциональное состояние, основанное на физиологических изменениях в организме подростков. Учитывая эти факторы, необходимо отметить, что молодежь в данном возрасте особенно подвержена влиянию, следовательно, возможны манипуляции со стороны педагогов и иных влиятельных взрослых. В таких условиях, выбор молодых людей трудно назвать осознанным. Я склонна связывать возраст участия в выборах с достижением возраста дееспособности, потому что полноправное участие в выборах – это и большая ответственность, и возможность осознанного принятия решений.  Считаю, что для молодежи в возраст от 16 до 18 лет существуют иные формы самореализации, такие как участие в волонтерских проектах, членство в спортивных федерациях, некоммерческих социальных организациях и молодежных отделениях политических партий, активная творческая деятельность.

 

Уважаемые дамы и господа, российские практики молодежного участия столь разнообразны, что невозможно уместить их в рамки 20-минутного доклада. Завершая свое выступление, хочу подчеркнуть, что активное участие молодежи в процессе принятия решений и деятельности на местном и региональном уровне имеет важнейшее значение для построения более демократического, солидарного и процветающего общества, а обмен информацией и формирование банка данных в отношении успешных практик молодежного участия в жизни общества является важной  задачей нашего Конгресса.

 

 

 

 

 



[1]              При этом на семинарах, проводившихся с участием  молодежи из стран СНГ, в 2011-2012 гг. велось в т.ч. обсуждение инициативы по созданию Молодежной межпарламентской ассамблеи СНГ (Советом МПА СНГ 22.11.2012 г. было принято решение о ее создании).


Количество показов: 1579
Дата изменения: 19.06.2014 00:20:33

Файл документа: Загрузить
Тип файла: pdf
Размер файла: 2.53 Мбайт

В раздел новостей